English version
8-800-555-90-25
Онлайн-издания-для-профессионалов Помощник бухгалтера Архив решений арбитражных судов
Практические рекомендации:
Все статьи

Джеймс Томас (James A. Thomas)

Старший директор ASTM International

Полезная информация - кадровику Банк документов

Курсы валют

21.01.2017

EUR63.7272+0.5469
USD59.6697+0.3176

Студенту и преподавателю

Практические рекомендации
юристам и бухгалтерам

Распространение на закупку интеллектуальной собственности ФЗ РФ от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Дунаев П. К.
Старший юрист Открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (ОАО «Ростелеком»)

Вступившим 01 января 2012 года в силу Федеральным законом Российской Федерации от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» были установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическим лицам, установленным ч. 2 ст. 1 Федерального закона РФ от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ, которые в целях Федерального закона РФ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» именуются заказчиками.

Данный нормативный правовой акт, согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона РФ от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ, призван обеспечить единство экономического пространства, создать условия для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков, в  товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надёжности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также — «закупка») для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Следовательно, при буквальном толковании указанной нормы, можно сделать вывод, что целями регулирования Федерального закона РФ от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ являются закупки товаров, работ, услуг при соответствии их положениям, установленным Федеральным законом РФ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Сам Федеральный закон РФ от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ не устанавливает значения терминов товары, работы, услуги для целей Федерального закона РФ от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ, но определяет, что при закупке товаров, работ, услуг, заказчики руководствуются нормативными правовыми актами Российской Федерации, основными из которых являются Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и рассматриваемый Федеральным закон РФ от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ. Кроме того, заказчик должен придерживаться правил, установленных принятыми в соответствии с Федеральным законом РФ от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ правовыми актами, регулирующими правила закупки, и утверждёнными с учётом положений ч. 3 ст. 2 Федерального закона РФ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Таким образом, поскольку, Федеральный закон РФ от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ не определяет значения терминов товары, работы, услуги для целей Федерального закона РФ от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ, то данные термины должны толковаться в значениях, установленных Гражданским кодексом РФ.

Также необходимо учитывать то, что:

  • значение товара, работы, услуги, установленное соответственно п. 3, п. 4 и п. 5 Налогового кодекса РФ, используется для целей Налогового кодекса РФ,
  • значение товара, включающее в себя работы и услуги, установленное п. 1 ст. 4 Федерального закона РФ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», используется в целях Федерального закона РФ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ,
  • значение товара, включающее работы, услуги, установленное п. 3 ст. 3 Федерального закона РФ от 18.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», используется в целях Федерального закона РФ от 26.07.2006 г. № 38-ФЗ.

Следовательно, установленные Налоговым кодексом РФ, Федеральным законом РФ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, Федеральным законом РФ от 18.03.2006 г. № 38-ФЗ значения терминов товары, работы, услуги для целей Федерального закона РФ от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ использоваться не могут. Поэтому обратимся к Гражданскому кодексу РФ за разъяснением, что они представляют собой.

Ст. 128 ГК РФ к объектам гражданского права относит:

  • вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права;
  • работы и услуги;
  • охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность);
  • нематериальные блага.

Товары, в отличие от работ и услуг, не указаны в ст. 128 ГК РФ в качестве объектов гражданского права, но значение термина «товары» раскрывается в п. 1 ст. 455 ГК РФ, согласно которому, товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи, с соблюдением правил, предусмотренных ст. 129 ГК РФ. В связи с чем, в целях разграничения групп объектов гражданских прав, установленных ст. 128 ГК РФ, товары справедливо отнести к вещам.

Получается, что Гражданский кодекс РФ рассматривает как самостоятельные, следующие группы объектов гражданских прав:

  • вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права;
  • интеллектуальную собственность.

Интеллектуальная собственность определена п. 1 ст. 1225 ГК РФ, к ней относятся результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана.

Нормы, разграничивающие вещи и интеллектуальную собственность, можно встретить и в ст. 129 ГК РФ, которая содержит положения об оборотоспособности объектов гражданских прав. Гражданский кодекс РФ, устанавливая в п. 1 ст. 129 ГК РФ общее правило, согласно которому объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходит от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте, в п. 4 ст. 129 ГК РФ указывает на то, что интеллектуальная собственность не может отчуждаться или иным образом переходить от одного лица к другому. П. 4 ст. 129 ГК РФ допускает в данном случае только отчуждение или переход иным способом от одного лица к другому лицу в случаях и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом РФ:

  • прав на интеллектуальную собственность;
  • материальные носители, в которых выражена соответствующая интеллектуальная собственность.

Следует учитывать, что согласно ст. 1226 ГК РФ на интеллектуальную собственность признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие). Важным моментом является то, что согласно ст. 1227 ГК РФ интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальные носители (вещь), в котором выражена соответствующая интеллектуальная собственность, а также переход права на вещь, не влечёт переход или предоставление интеллектуальных прав на интеллектуальную собственность, выраженную в этой вещи, за исключением случая, предусмотренного п. 2 ст. 1291 ГК РФ. Основываясь на нормах ст. 128 ГК РФ, предусматривающих, что вещи и интеллектуальная собственность являются самостоятельными объектами гражданского права, а также учитывая положения ст. 1226 и ст. 1227 ГК РФ, можно предположить, что исключительное право, несмотря на то, что оно является имущественным правом, относится не к имуществу, а к интеллектуальной собственности.

Исходя из вышеизложенного, логично предположить, что в Гражданском кодексе РФ, которым заказчики должны руководствоваться при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с ФЗ РФ от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ, интеллектуальная собственность не относится к вещам и, как следствие, не является товаром, но материальные носители (вещь), в котором выражена соответствующая интеллектуальная собственность, — товар.

П. 4 ст. 129 и ст. 1233 ГК РФ предоставляет правообладателю возможность распоряжаться принадлежащим ему исключительным правом на интеллектуальную собственность любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путём:

  • отчуждения исключительного права на интеллектуальную собственность другому лицу (на основании договора об отчуждении исключительного права);
  • предоставления другому лицу права использования соответствующей интеллектуальной собственности в установленных договором пределах (на основании лицензионного договора).

Таким образом, удовлетворение потребности юридических и физических лиц в интеллектуальной собственности (закупка интеллектуальной собственности) реализуется в заключении договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров. Порядок заключения указанных договоров регулируется частью четвёртой Гражданского кодекса РФ.

Следовательно, к целям регулирования Федерального закона РФ от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ не относится закупка интеллектуальной собственности, осуществляемая на основании договоров об отчуждении исключительного права и лицензионных договоров, даже в том случае, если в остальном такая закупка соответствует условиям Федерального закона РФ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Стоит обратить внимание, что закупка материальных носителей (вещей), в которых выражена соответствующая интеллектуальная собственность, будет являться закупкой, которая при её соответствии установленным ФЗ РФ от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ условиям, регулируется указанным Федеральным законом РФ.

При рассмотрении описываемого вопроса, стоит обратить внимание и на судебную практику, которая сложилась при рассмотрении споров, связанных с Федеральным законом РФ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Такая возможность использования судебной практики основана на том, что Федеральный закон РФ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ, как и Федеральный закон РФ от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ, распространяются на удовлетворение потребностей (нужд) установленных данными федеральными законами лиц в товарах, работах, услугах.

Обратимся к Высшему арбитражному суду РФ, который в Решении от 25.04.2011 г. № ВАС-2237/11 и в Определении от 30.06.2011 г. № ВАС-7912/11, основываясь на анализе положений Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона РФ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ, указал, что договор по предоставлению в аренду движимого имущества государственным (муниципальным) заказчикам будет являться предметом регулирования Федерального закона РФ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ при наличии следующих условий

  • если он заключается в интересах Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации либо соответствующего муниципального образования;
  • целью его заключения выступает удовлетворение государственных (муниципальных) нужд;
  • финансирование указанных потребностей осуществляется за счёт средств бюджета Российской Федерации или бюджета субъекта Российской Федерации.

Из изложенного следует, что Высший арбитражный суд РФ, относя аренду движимого имущества к предмету регулирования Федерального закона РФ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ, обосновывает это соответствием заключаемых договоров целям регулирования Федерального закона РФ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Учитывая такую позицию Высшего арбитражного суда РФ, а также ч. 1 ст. 1 Федерального закона РФ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ и ч. 1 ст. 1 ФЗ РФ от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ, существует вероятность того, что судебная практика пойдёт по пути отнесения к предмету регулирования Федерального закона РФ от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ закупки интеллектуальной собственности, которые осуществляются путём заключения договоров об отчуждении исключительного права и лицензионных договоров.