English version
8-800-555-90-25
Онлайн-издания-для-профессионалов Помощник бухгалтера Архив решений арбитражных судов Полезная информация - юристу Банк документов

Курсы валют

26.09.2016

EUR71.58540.0000
USD63.86420.0000

Студенту и преподавателю


Загляни в Кодекс

Сентябрь

2010
  • Ирина Миронова: «главное — любить то, что предлагаешь»
  • Колонка редактора
  • Новости законодательства
  • Саморегулирование в России: ЖКХ переходит на саморегулирование
  • От разработчика: Высокие технологии на службе народа
  • Событие: Проблему переводов зарубежных стандартов обсудили в РСПП
  • К 20-летию компании1993–1994
  • Статистика номера

В связи с грядущим юбилеем Консорциума «Кодекс» мы решили оглянуться назад и вспомнить, как складывался успех, как формировался большой дружный коллектив, как рождались смелые идеи и необычные замыслы, и как мы, наконец, достигли того, чем Консорциум является сейчас. Эти и другие вопросы мы обсудили с человеком, всецело посвятившим себя нашей компании, вице-президентом Консорциума «Кодекс» Ириной Иринеевной Мироновой.

Ирина Иринеевна, вся Ваша профессиональная деятельность была тесно связана с информационными технологиями. Что привлекло Вас в этой сфере?

Это наиболее динамично развивающийся сектор экономики, где чрезвычайно быстро происходит внедрение всех технических и технологических новшеств. По сути дела, на моих глазах вошло в нашу жизнь то, о чем еще совсем недавно (казалось бы!) говорили писатели-фантасты: интернет, мобильные телефоны, плазменные панели и прочее. Конечно, заслуги по разработке идей сложнейших высокотехнологичных устройств принадлежат ученым. Мы же, специалисты, занимающиеся информатизацией общества и процессов, в нем протекающих, являемся квалифицированными пользователями, но пользователями активными, нацеленными на то, чтобы IT-технологии вошли в профессиональную деятельность и повседневную жизнь множества людей.

С какими трудностями Вы сталкивались в процессе внедрения информационных технологий на производстве?

Процесс внедрения чего бы то ни было нового — всегда задача не из легких, так как представляет собой работу не столько с техникой и технологиями, сколько с человеком. Внедрение нового — это что-то не всегда понятное, некий риск, необходимость менять привычки. Во имя чего? Сейчас признаки такого отторжения нового принято называть недостаточной мотивацией.

А.С. Пушкин сформулировал данный факт проще: «…мы ленивы и нелюбопытны». Очень важно самому «внедренцу» быть уверенным в выгодности предложения, в его полезности, удобстве, эффективности, то есть любить то, что предлагаешь, и передать это ощущение тому, для кого это предназначено.

Нельзя заниматься внедрением новых технологий и без знания человеческой психологии, понимания скрытых мотивов. Поставьте себя на место какого-нибудь клерка, который каждый день приходит и лично кладет на стол руководителя своими руками приготовленный отчет, — его значимость для компании очевидна. Мы же предлагаем, чтобы весь кропотливый труд данного индивида был заменен работой компьютерной программы, быстрой и точной. При этом трудно ожидать поддержки в нашем деле со стороны клерка Марии Ивановны, в чьих услугах компания более не нуждается. Это, конечно, негуманно, но любая новая технология целью своей имеет именно повышение производительности, то есть сокращение единиц штата. Достаточно вспомнить Форда и его знаменитый конвейер, совершивший переворот в экономике.

С 90-х годов Вы прикладываете огромные усилия для повышения правовой культуры граждан. Какую роль сыграли в этом деле новые технологии предоставления информации — электронные системы?

Неоценимую. Если бы в период перехода России к новым экономическим отношениям, основанным на нормах права, параллельно не развивались электронные системы правовой информации, наши молодые предприниматели не смогли бы действовать и развиваться с нужной быстротой. Ведь новое законодательство формировалось с ошеломляющей скоростью, изменения в нормативные акты вносились постоянно, и в то же время действовало законодательство СССР («в части, не противоречащей новым законам»). Как работать с такими массивами зачастую противоречивой информации, не имея соответствующего сервиса поиска, ссылок, актуализации документов? Все это дали пользователю электронные системы, среди которых «Кодекс» всегда был и остается в числе лидеров.

Но главная наша заслуга лежит, как мне кажется, не в технологической сфере. Нам удалось сформировать большой пласт людей, привыкших осознанно искать и использовать необходимую им информацию. Граждане России осознали, что обладают правами и свободами, что эти положения закреплены в законодательстве и к ним можно апеллировать.

Стоит еще сказать, что электронные системы значительно ускорили процесс перехода к новой фазе развития общества — информационной. Они сделали профессиональную информацию доступной широкому кругу пользователей еще до повсеместного распространения интернета, лишь благодаря нашим дистрибьютор-ским сетям. А для граждан аналогом таких сетей стала сеть публичных библиотек, на базе которых в 1998 году стала формироваться сеть публичных центров правовой информации.

Почему в качестве канала доступа к широким слоям населения Вы выбрали именно библиотеки?

Библиотеки — это замечательный социальный институт, где люди на протяжении десятилетий получали бесплатный доступ к информации. Надо помнить, что в малых городах библиотека была и остается средоточием общественной и культурной жизни. Я еще и просто люблю библиотекарей. Это люди ищущие, совестливые, бескорыстные и азартные, готовые внедрять новшества, думающие о своих читателях.

Чтобы обратить внимание общества на проблему доступа граждан к правовой информации, Консорциум взял на себя миссию проведения семинаров по этой проблеме в рамках совместной программы Европейской комиссии и Совета Европы по укреплению федерализма и становлению механизмов защиты прав человека в России. Наши усилия были направлены на расширение географии семинаров. Один из них мы организовали в Санкт-Петербургской библиотеке для слепых, что было специально отмечено европейскими экспертами как высокий уровень нашего понимания важности доступа к правовой информации людей с ограниченными возможностями.

Сейчас похожий информационный вакуум возник в промышленной среде. Государство проводит комплексную реформу технического регулирования, и количество регламентирующих документов растет с огромной скоростью. Имея такой богатый опыт повышения информированности граждан, что Вы посоветуете для организации эффективной работы с предприятиями? Ведь именно для них создаются системы нормативно-технической информации «Техэксперт».

Реформа технического регулирования — это снова время перемен, что неизбежно приводит к росту спроса на нормативную, техническую, технологическую информацию, рынок которой еще не сформировался в силу многих причин. Остались на предприятиях специалисты, у которых весь перечень используемых стандартов и норм — в голове. Это обычно люди пожилые и, бесспорно, настоящие профессионалы своего дела. И здесь самое сложное — объяснить им, что мир изменился кардинально. Стандарты, которые раньше не менялись десятилетиями, теперь переписываются и актуализируются постоянно. И просто распечатанный текст ГОСТа в работе уже не поможет.

Нам не остается ничего другого, как формировать этот рынок, вести просветительскую работу и убеждать промышленников и строителей, что каждым делом должен заниматься профессионал. Сбор и обработка информации — задача не для дилетанта, здесь небольшая оплошность может обернуться для компании огромными штрафами. Так что приходится объяснять: вы профессионально строите ГЭС, мы профессионально обеспечиваем вас всей необходимой информацией.

Какими принципами Вы руководствуетесь в своей работе?

Еще много лет назад, в советские времена, когда зарплата моя была более чем скромной, кто-то задал мне вопрос: «Зачем ты так выкладываешься? Зачем сидишь тут допоздна, делаешь все в срок? За такую-то зарплату?». Ответ мой был прост: «Просто я себя люблю. И терпеть не могу, когда обо мне говорят плохо».

Уважаемые читатели!

Сейчас немало людей оценивает текущую экономическую ситуацию в России весьма критично. Но пока одни сетуют на бесперспективность, другие предпочитают расходовать энергию более плодотворно и ищут новые пути развития и совершенствования бизнеса. Все большую популярность в России получает система саморегулирования в отрасли — взаимоотношения участников, построенные на осознанной ответственности и взаимном уважении. Это и максимальная свобода, и строжайший контроль для каждого производителя продуктов и услуг. Консорциум «Кодекс» имеет серьезный опыт работы с саморегулируемыми организациями в строительстве и старается оказать молодым СРО в других отраслях полноценную информационную поддержку.

Что касается оптимизации производственных процессов — здесь не последнюю роль играет успешный опыт западных коллег. Самый эффективный способ применения накопленных ими знаний на практике — использование в работе стандартов иностранных организаций. «Кодекс» не первый год занимается распространением наиболее востребованных стандартов и их переводов и сейчас активно участвует в обсуждении официальных условий их использования российскими предприятиями. Данный вопрос в ближайшее время должен получить законодательное закрепление.

Александра Мильцина,
пресс-секретарь Консорциума «Кодекс»

Одобрены изменения в Градостроительный кодекс РФ

Советом Федерации одобрен законопроект «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на совершенствование деятельности саморегулируемых организаций, повышение роли и ответственности сторон в строительной отрасли.

Конституционный Суд РФ проверил конституционность отдельных положений УК РФ и КоАП РФ

Постановлением Конституционного Суда РФ от 13 июля 2010 года № 15-П признаны не соответствующими Конституции России положения части первой статьи 188 УК РФ, части 1 статьи 16.2 и части 2 статьи 27.11 КоАП РФ в их взаимосвязи в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования позволяют при оценке стоимости товара, перемещаемого физическим лицом через таможенную границу Российской Федерации и предназначенного для личного пользования, в целях определения наличия состава преступления (контрабанда) или административного правонарушения (недекларирование товаров), а также исчисления размера административного штрафа использовать его рыночную стоимость на территории Российской Федерации и в стоимость товара для указанных целей включать стоимость всего перемещаемого товара, в том числе и ту ее часть, которая разрешена к ввозу без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов.

В России началось создание системы саморегулируемых организаций в сфере управления недвижимостью. В январе 2010 года под эгидой проекта «Ответственность бизнеса» партии «Единая Россия» при участии Фонда содействия реформированию ЖКХ состоялось учредительное собрание Ассоциации «Национальное объединение саморегулируемых организаций, управляющих недвижимостью».

Управляющие компании и ТСЖ практически полностью заменили собой МУПы и, по Жилищному кодексу, стали посредником между жителями домов и поставщиками услуг и ресурсов. При этом крайне важны квалификация, знания и опыт, которыми обладают сотрудники жилищных компаний, а самое главное — их добросовестность и честность в отношениях с потребителями.

Основной целью создания СРО в сфере ЖКХ является повышение ответственности Управляющих компаний и ТСЖ. Статус саморегулируемой организации предусматривает внедрение единых стандартов и правил деятельности управляющих организаций, профессиональный контроль над их соблюдением, а также страхование ответственности управляющих организаций и возможности законодательного обеспечения усилий по формированию и поддержке институтов самоуправления и саморегулирования в отраслях городского хозяйства.

Современное саморегулирование предполагает установление строгих правил игры для участников рынка, включая и санкции за нарушение этих правил, и механизмы разрешения конфликтов между организациями. Все это в определенной степени ограничивает свободу экономических агентов — участников СРО. С другой стороны, деятельность субъектов отрасли контролируется ими самими, без прямого вмешательства государства, но под его присмотром.

Уникальность СРО состоит в том, что подобные организации фактически берут на себя государственное регулирование, при этом их деятельность абсолютно не противоречит нормативам, созданным государством. СРО производителей, с одной стороны, защищают интересы своих участников как на рынке, так и перед государством. В то же время СРО очень избирательно подходят к собственным членам, ведь основной принцип современного СРО — материальная ответственность за каждого субъекта, входящего в него, а значит, число случайных, некомпетентных и попросту мошеннических компаний, предпринимателей и фирм в СРО будет сведено до минимума — СРО будет невыгодно принимать в свои ряды «темные и серые» бизнесы, неся за них солидарную материальную ответственность.

На современном этапе развития экономики саморегулирование представляется наиболее совершенной моделью взаимоотношений производителей товаров и услуг и их потребителей.

При создании СРО управляющие компании и товарищества собственников жилья получат возможность сообща реализовывать какие-то крупные инвестиционные проекты, которые в одиночку они не потянут. Главное преимущество СРО в том, что управляющие компании и товарищества собственников жилья, работающие на рынке, могут здраво оценивать меру ответственности, которую берут на себя, принимая в организацию новых членов.

Включение управляющих компаний и товариществ собственников жилья в СРО может стать своеобразным знаком качества. В целом это должно улучшить ситуацию на коммунальном рынке. На данный момент СРО в сфере жилищно-коммунального хозяйства — веяние новое. При работе членам СРО необходимо ввести единый формат предоставления услуг. Также важно всегда быть в курсе изменений в области законодательства и технического регулирования, новых технологий в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В этом молодым саморегулируемым организациям очень поможет использование системы «Техэксперт: Эксплуатация зданий для домоуправля-ющих компаний».

В системе «Техэксперт: Эксплуатация зданий для домоуправляющих компаний» представлены не только подборки нормативных и нормативно-технических документов и форм, но и уникальные справочные материалы, пошаговые инструкции для организации эффективной работы в области управления объектом недвижимости. Система предназначена для технических директоров, инженеров по эксплуатации, руководителей административно-хозяйственных служб, а также руководителей жилищно-коммунальных предприятий. В ряде регионов Российской Федерации СРО уже применяют систему «Техэксперт: Эксплуатация зданий для домоуправляющих компаний». Сейчас система является единым информационным источником при внедрении нового формата работы по обслуживанию жилой недвижимости.

Консорциум «Кодекс» разработал и запустил в опытную эксплуатацию новый электронный сервис «Система подачи жалоб на действия судей и работников аппарата арбитражных судов». Доступ к сервису осуществляется с сайтов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и арбитражных судов Российской Федерации.

Система создана в целях упрощения механизма реализации гражданами своих законных прав за счет применения современных телекоммуникационных технологий. Использование данной системы является бесплатным и общедоступным. Посредством этого электронного сервиса (http://spg.arbitr.ru) можно подать жалобу на действия судей и работников аппаратов судов с сайта любого арбитражного суда, причем воспользоваться сервисом можно в любое удобное время. Отправка жалобы в электронном виде в арбитражный суд не требует направления оригинала жалобы нарочным или почтой.

Основным преимуществом сервиса «Система подачи жалоб» является автоматическое формирование и направление заявителю уведомлений о статусе и результатах рассмотрения жалобы, в том числе и официального ответа из суда, по электронной почте. Данный сервис позволит более оперативно реагировать на жалобы граждан и юридических лиц, поданные на действия судей и работников аппарата арбитражных судов, и сделает работу судов по их рассмотрению более прозрачной и понятной.

Воспользоваться сервисом «Система подачи жалоб» предлагается в разделе «Подача документов» (http://www.arbitr.ru/reference/) сайта Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

2 июля в РСПП прошло восьмое заседание Президиума Межотраслевого Совета по техническому регулированию и стандартизации в нефтегазовом комплексе. Одной из рассмотренных тем стало использование зарубежных стандартов предприятиями отрасли.

Вел заседание Председатель Межотраслевого Совета, Президент союза нефтегазопромышленников России Г.И. Шмаль. В работе Президиума Совета приняли участие заместитель директора Департамента добычи и транспортировки нефти и газа Минэнерго РФ А.Е. Савинов и заместитель руководителя Росстандарта А.В. Зажигалкин.

Члены Президиума рассмотрели воп-рос об обеспечении подготовки технически отредактированных переводов стандартов ИСО для их использования при проведении работ по гармонизации национальных и международных стандартов НГК. Данная проблема была рассмотрена в выступлениях первого заместителя директора ВНИИНМАШ В.М. Самкова и заместителя директора Управления web-услуг и телекоммуникаций ИПК «Кодекс» О.А. Денисовой.

На нынешнем витке развития реформы технического регулирования формируется новый порядок работы с зарубежными стандартами. Многие крупные компании нефтегазового комплекса используют в своей работе американские стандарты, такие как API и ASTM. Они не относятся к разряду международных или национальных стандартов, так как разрабатываются отдельными организациями. На заседании были подняты вопросы официальности переводов зарубежных стандартов, а также дальнейшей судьбы уже имеющихся в распоряжении представителей крупного бизнеса баз переводов стандартов, не прошедших процедуру подтверждения в Росстандарте.

Позицию Консорциума «Кодекс» по этому вопросу высказала заместитель директора Управления web-услуг и телекоммуникаций Ольга Денисова. В числе прочего она предложила создавать экспертные рабочие группы при технических комитетах для повышения качества отраслевых переводов.

Первый заместитель руководителя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия А.Н. Лоцманов рассказал о результатах мероприятий, проведенных во II квартале 2010 года и их влиянии на дальнейшую деятельность Совета.

На заседании был рассмотрен ход подготовки 5-й Международной конференции «Нефтегазстандарт – 2010». С сообщениями по этому вопросу повестки дня выступили А.Н. Лоцманов и Координатор объединенного секретариата Совета Г.Г. Кашлева.

В завершение встречи члены Президиума Совета утвердили нового заместителя Председателя Совета от Росстандарта.

Им стал А.В. Зажигалкин.

В «Кодексе» ярко засияла звезда талантливого программиста — Максима Губина. Он создал новую программную оболочку «Кодекс». Она включала в себя две главные особенности: сетевой вариант и возможность одновременной работы с несколькими базами данных. Эти качества впервые появились именно в системе «Кодекс» и сыграли решающую роль в ее распространении и развитии.

Затем он разработал новую технологию обновления системы, при которой не нужно было переустанавливать всю базу данных. Достаточно было просто переписать с дискеты информационную «добавку», включающую только изменения и дополнения.

Эта технология (правда, значительно усовершенствованная и модернизированная) используется до сих пор.

Весной 1993 года началась разработка третьей версии «Кодекс», а в декабре — ее первые установки пользователям. Тогда же в декабре 1993 года система была представлена на Первый российский конкурс правовых баз данных. ИПС «Кодекс» была признана победителем в классе универсальных баз данных.

На основании распоряжения мэра Санкт-Петербурга от 12 января 1994 года № 18-р «Центру компьютерных разработок» на базе ИПС «Кодекс» было поручено ведение банка данных правовой информации Администрации Санкт-Петербурга.

В этом же году «Центр компьютерных разработок» выпустил базу данных «Законодательство России».