English version
Техническая поддержка: 8-800-555-90-25
8:00-18:00 МСК
Онлайн-издания-для-профессионалов Помощник бухгалтера Архив решений арбитражных судов
Практические рекомендации:
Все статьи

Зубихин Антон Владимирович

Заместитель Председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия

Полезная информация - юристу Банк документов

Курсы валют

17.11.2017

EUR70.0000-1.0000
USD59.0000-1.0000

Студенту и преподавателю

Практические рекомендации
юристам и бухгалтерам

О необходимости ежемесячного оформления актов приема-передачи услуг по аренде помещения в целях подтверждения организацией-арендатором понесенных расходов в виде арендных платежей при исчисления налога на прибыль.

Комарова Ю.
Генеральный директор Правовой центр "Рубикон"

Требование об обязательном составлении актов приема-передачи услуг по аренде помещений для учета сумм арендных платежей за арендуемое помещение в целях исчисления налога на прибыль ни Налоговым кодексом РФ, ни законодательством о бухгалтерском учете не предусмотрено. Позиция ФНС РФ по данному вопросу представлена в Письме ФНС России от 05.09.2005 N 02-1-07/81 и Письме УФНС по г. Москве от 26 марта 2007 г. N 20-12/027737 и состоит в следующем:

В соответствии со ст. 614 ГК РФ порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае когда договором они не предусмотрены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.

На основании пп. 10 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся арендные платежи за арендуемое имущество.

Датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается, если иное не установлено ст. ст. 261, 262, 266 и 267 НК РФ, дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода для расходов в виде арендных платежей за арендуемое имущество. Об этом сказано в пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ.

В п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ определено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), которые осуществлены (понесены) налогоплательщиком.

Кроме того, все хозяйственные операции организации должны соответствовать требованиям ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Согласно п. 5 ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Сдача имущества в аренду является оказанием услуг.

В связи с этим если договаривающимися сторонами заключен договор аренды и подписан акт приема-передачи имущества, являющегося предметом аренды, то услуга реализуется (потребляется) сторонами договора.

Следовательно, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организация-арендодатель учитывает сумму доходов от реализации такой услуги, а организация-арендатор — расходы, связанные с потреблением данной услуги.

При этом доходы и расходы учитываются вне зависимости от подписания акта приема-передачи услуги.

Таким образом, если договором аренды не предусмотрено оформление акта приема-передачи услуги, договор аренды и акт приема-передачи имущества — предмета договора аренды, наряду со счетами и платежными документами об уплате арендных платежей, являются достаточным документальным подтверждением понесенных организацией-арендатором расходов в виде арендных платежей.

Однако данному видению противоречит позиция Министерства Финансов РФ, выраженная в Письме Минфин РФ от 7 июня 2006 г. N 03-03-04/1/505, согласно которой ежемесячное составление акта об оказании услуг по аренде недвижимого имущества является обязательным. Данное мнение Минфин обосновывает тем, что акт приема-передачи услуг является первичным учетным документом, форма которого не содержится в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, но при этом должна содержать обязательные реквизиты, предусмотренные ФЗ «О бухгалтерском учете». Однако по мнению автора данный вывод является безосновательным, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 6 ФЗ «О бухгалтерском учете» формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, утверждаются приказом или распоряжением руководителя об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского учета. То есть, если такая форма не отнесена законодательно к первичной учетной документации и не была утверждена приказом или распоряжением руководителя организации, то она не может быть признана первичным учетным документом.

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что для подтверждения понесенных организацией-арендатором расходов в виде арендных платежей не обязательно наличие ежемесячных актов приема-передачи услуг.

Также следует отметить, что данное заключение применимо и к ситуациям, когда арендодатель не является плательщиком НДС и не предоставляет арендатору счет-фактуру, поскольку в соответствии со ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия к вычету сумм НДС покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав и подтверждением понесенных расходов в целях исчисления налога на прибыль не является.

Комарова Юлия
Генеральный директор
Правовой центр «Рубикон»

Комментарии ()
Jot cannot load because the snippet code version (1.1.4) isn't the same as the snippet included files version (1.1.5). Possible cause is that you updated the jot files in the modx directory but didn't update the snippet code from the manager. The content for the updated snippet code can be found in jot.snippet.txt