English version
8-800-555-90-25
Онлайн-издания-для-профессионалов Помощник бухгалтера Архив решений арбитражных судов
Практические рекомендации:
Все статьи

Касенов Ринат Борлатович

Заместитель председателя Санкт-Петербургской Коллегии адвокатов

Полезная информация - юристу Банк документов

Курсы валют

21.01.2017

EUR63.7272+0.5469
USD59.6697+0.3176

Студенту и преподавателю

Практические рекомендации
юристам и бухгалтерам

Документальное оформление и налогообложение при закупке продуктов у физических лиц

Соркин Э.В.
НОУДО "ЦОК "Юпитер" г.Санкт-Петербург

Согласно п.1 ст.9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-Ф все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами. Эти же документы выступают в роли документов, подтверждающих данные налогового учета (п.1 ст.313 НК РФ). Причем в п.2 статьи 9 Федерального закона о бухгалтерском учете установлено, что первичные учетные документы принимаются к учету в том случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Если форма необходимого документа в альбомах отсутствует, документ в обязательном порядке должен содержать реквизиты, перечисленные в указанном пункте.

Согласно п.1 ст.9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-Ф все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами. Эти же документы выступают в роли документов, подтверждающих данные налогового учета (п.1 ст.313 НК РФ). Причем в п.2 статьи 9 Федерального закона о бухгалтерском учете установлено, что первичные учетные документы принимаются к учету в том случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Если форма необходимого документа в альбомах отсутствует, документ в обязательном порядке должен содержать реквизиты, перечисленные в указанном пункте.

Порядок закупки торговыми организациями продукции у населения и ее учета изложен в разделе 7 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (письмо Роскомторга от 10.07.96 N 1-794/32-5). В п.7.6 этого документа указано, что закупка продукции у населения должна оформляться закупочным актом, который утверждается руководителем организации. При покупке продукции у населения для перепродажи или изготовления собственной продукции, которая в последующем будет также реализована в рамках осуществления торговой деятельности, можно использовать закупочный акт произвольной формы. Главное — указать в этом документе все необходимые реквизиты (п.2 статьи 9 Федерального закона о бухгалтерском учете) и утвердить его при формировании учетной политики (п.4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). С вышеизложенным согласны и чиновники (письмо Минфина России от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77). Если самостоятельно разрабатывать документ не хочется, можно воспользоваться формой, предложенной Госкомстатом.

Закупочный акт составляется в двух экземплярах в момент закупки представителем торговой организации продукции у населения. Первый экземпляр акта передается продавцу, второй — остается у покупателя.

    Если акт разрабатывается самостоятельно, в нем обязательно должны быть указаны:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи этих лиц.

Кроме того, в закупочных документах необходимо привести паспортные данные сдатчика продуктов, а также его место жительства.

Как правило, покупку товара у населения осуществляет работник торговой организации, которому специально для этих целей выданы денежные средства в подотчет. Факт передачи денежных средств продавцу подтверждает расписка, сделанная им в закупочном акте.

Можно взять за основу унифицированные формы: например, использовать закупочный акт формы N ОП-5, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132 (предназначенный для организаций общественного питания).

    Также надо подтверждать качество закупленной продукции и к акту прилагать:

  • справки о принадлежности данной продукции сдатчику;
  • заключение ветнадзора о доброкачественности продукции (например, ветеринарное свидетельство).

Должна ли организация удерживать НДФЛ с дохода, который выплачивается физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, при покупке у них имущества?

    Доходы от реализации имущества, находящегося в РФ и принадлежащего физическому лицу, признаются объектом обложения налогом на доходы физических лиц. Это следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 208 и статьи 209 НК РФ. При этом в статье 217 НК РФ установлен перечень доходов, освобождаемых от налогообложения. К таковым, в частности, относятся доходы от продажи:

  • выращенных в личных подсобных хозяйствах и находящихся на территории РФ скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц (как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде (п.13);
  • пушнины, мяса диких животных и иной продукции, получаемой при осуществлении любительской и спортивной охоты (п.17).

Причем данная льгота действует при условии представления налогоплательщиком документа, выданного соответствующим органом местного самоуправления, правлениями садового, садово-огородного товариществ. Документ подтверждает, что продаваемая продукция произведена им на принадлежащем ему или членам его семьи земельном участке, используемом для ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства и огородничества.

При продаже иного имущества у гражданина возникает налогооблагаемый доход. Однако удерживать НДФЛ в качестве налогового агента фирме-покупателю не нужно. Исчисление и уплату НДФЛ физические лица с доходов, полученных от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, производят самостоятельно. Такое правило установлено в подпункте 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ. Поэтому, какое бы имущество ни приобрела организация у физического лица, удерживать НДФЛ при выплате ему денежных средств не требуется.

Нужно ли подавать сведения в налоговые органы о выплаченных гражданину доходах? Особенности исчисления налога на доходы физических лиц налоговыми агентами установлены в статье 226 НК РФ. Обязанность налогового агента сообщать в налоговый орган о не удержанных им суммах НДФЛ зафиксирована в пункте 5 данной статьи. Однако положения названной статьи не применяются в отношении доходов, указанных в статье 228 НК РФ (п.2 ст.226 НК РФ). Как уже отмечалось, порядок исчисления НДФЛ с доходов физического лица от продажи им собственного имущества предусмотрен в статье 228 НК РФ. Следовательно, организации, не являющиеся налоговыми агентами, не обязаны предоставлять информацию о суммах НДФЛ, которые физические лица обязаны уплатить самостоятельно. Кроме того, организации освобождены и от необходимости ежегодно представлять сведения в соответствии со статьей 230 НК РФ.

Исходя из буквального прочтения п.13 ст.217 НК РФ получается, что обязанность по представлению документа возложена на налогоплательщика, а не на лицо, выплатившее ему доход. С этим согласны и судьи (например, постановления ФАС ВСО от 28.04.2007 N А78-4246/06-С2-8/240-Ф02-2192/07, ФАС ЦО от 31.10.2005 N А09-3578/05-13). Обязанность по исчислению и уплате НДФЛ при недоказанности наличия условий, освобождающих от его уплаты, изложенных в п.13 ст.217 НК РФ, возложена на налогоплательщиков (пп.2 п.1 ст.228 НК РФ) Таким образом, организация, закупающая у населения сельскохозяйственную продукцию, не является налоговым агентом.

Комментарии

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.