English version
8-800-555-90-25
Онлайн-издания-для-профессионалов Помощник бухгалтера Архив решений арбитражных судов
Практические рекомендации:
Все статьи

Лаврикова Марина Юрьевна

Проректор Санкт-Петербургского государственного университета по учебной работе, доцент Кафедры трудового права.

Полезная информация - бюджетнику Банк документов

Курсы валют

25.02.2017

EUR60.45350.0000
USD57.47620.0000

Студенту и преподавателю

Практические рекомендации
юристам и бухгалтерам

Особенности вступления России в ВТО: прорыв или провал?

Луценко Сергей
Консультант Контрольного управления Президента России

Настоящая статья рассматривает особенности вступления Российской Федерации в Всемирную торговую организацию (далее — ВТО). Будут рассмотрены преимущества и риски от вступления в ВТО. Будет дана субъективная оценка автора о готовности членст-ва России в ВТО (после подписания Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации). JEL classification: F10, F13, F15

Введение

22 августа 2012 г. вступит в силу Протокол от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» (далее — Протокол о присоединении к ВТО), ратифицированный Федеральным законом от 21.07.2012 № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.». Другими словами, с 22 августа 2012 г. Россия станет полноправным членом Всемирной торговой организации (далее — ВТО, Организация).

Необходимо напомнить, что ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного 30 октября 1947 г. С 1 января 1995 г. Органи-зация осуществляет самостоятельную деятельность с целью регулирования торгово-политических отношений ее участников. Российская Федерация обратилась с официаль-ной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле в 1993 г., а переговоры по вступлению в ВТО начались в 1995 г. То есть, спустя 18 лет Россия достигла поставленной цели.

Как отметил в своем Постановлении от 09.07.2012 № 17-П Конституционный Суд Российской Федерации, на сегодняшний день Всемирная торговая организация, членами которой являются 154 государства и Европейский Союз, как инструмент мировой эконо-мики занимает в ней одно из центральных мест. Согласно Марракешскому соглашению экономические и торговые отношения государств-участников должны способствовать повышению уровня жизни, достижению полной занятости, высоких и постоянно растущих реальных доходов и эффективного спроса населения, росту производства и торговли товарами и услугами при наиболее целесообразном использовании мировых ресурсов в соответствии с целями устойчивого развития; при этом государства-участники стремятся содействовать защите и сохранению окружающей среды и совершенствовать имеющиеся для этих целей средства, признают необходимость создания целостной, устойчивой и эффективной системы многосторонних норм, обеспечивающих либерализа-цию торговли.

Кроме того, присоединяясь к ВТО, государство получает дополнительные возможности для легитимного выхода в международное правовое и экономическое пространство и одновременно — доступ к средствам международно-правовой защиты, гарантируемой правом ВТО, таким как режим наибольшего благоприятствования и национальный режим для товаров и услуг, защита от дискриминационных внутренних налогов, акцизов и таможенных сборов, свобода транзита, защита от дискриминационного применения гаммы технических, санитарных и фитосанитарных барьеров, а также гарантии против произвольного использования других торгово-политических средств, включая квотирование, антидемпинговые и компенсационные меры.

В этом смысле вступление России в ВТО, означающее ее ориентацию в экономиче-ском развитии на требования мирового рынка и нацеленность на рост национальной кон-курентоспособности и интеграцию в мировое сообщество, является актом, относящимся, главным образом, к сфере экономической политики, который, как и любое принципиаль-ное государственное решение, затрагивает интересы многих субъектов общественных от-ношений и последствия которого — как позитивные, так и негативные — подлежат соотне-сению и оценке, в том числе с учетом необходимости соизмерения неизбежных рисков, а также с точки зрения достаточности и адекватности принятых государством мер по защи-те национальных интересов, в ходе осуществления высшими органами государственной власти — Правительством Российской Федерации и Федеральным Собранием, а также Президентом Российской Федерации соответствующих полномочий, связанных с заключением международного договора Российской Федерации — Протокола о присоединении к Марракешскому соглашению, в том числе с его подписанием, одобрением и ратификацией.

Конституционный Суд верифицирует легитимность присоединения России в ВТО, акцентируя внимание на том, что членство в данной организации является вызовом на требования мировой экономики, а также направлено на рост конкурентоспособности эко-номики России. Однако, отмечает, что вступление России в ВТО затрагивает интересы многих субъектов публичных отношений и последствия вступления имеют как положи-тельные, так и отрицательные последствия, которые необходимо соотносить и оценивать (в частности, с точки зрения, рисков для отдельных отраслей экономики).

Как было отмечено, в Послании Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 18.04.2002 г. «России надо быть сильной и конкурентоспособной», членство в ВТО должно стать инструментом защиты национальных интересов России на мировых рынках.

Преимущества и риски от вступления в ВТО

Далее необходимо рассмотреть преимущества и риски от вступления России в ВТО.

Россия при вступлении в ВТО оказалась не достаточной подготовленной, с экономической точки зрения.

Обязательства, которые взяла на себя Россия в связи с вступлением в ВТО, можно разделить на 4 группы. Первое обязательство связано со снижением ставок импортных пошлин и импортных квот. Второе обязательство связано со снятием административных барьеров на допуск иностранных компаний к отечественным рынкам. Третье обязательство связано с сокращением экспортных пошлин. Наконец, четвертое обязательство связано с реформированием законодательства и системы государственного регулирования.

Необходимо отметить, что само по себе вступление в ВТО не позволяет решить одну из основных проблем инвестиционного климата России — неразвитость институциональной среды (прозрачность и справедливость правовой системы, защита гарантии права собственности инвестора на активы). Данный фактор, наряду со слабой финансовой системы, является, может явиться, ключевым для сдерживания инвестиций в российскую экономику.

Основными преимуществами от вступления России в ВТО являются следующие:

  1. Вступление в ВТО обеспечит российским производителям равнозначный доступ на мировой рынок черных металлов, химической продукции; сократит количество ограничительных мер, применяемых против российской продукции. Это приведет к усилению позиций российских металлургических предприятий на мировом рынке.
  2. Средняя ставка импортной пошлины снизится с текущих 10 процентов до 7,8 процента (отчет Рабочей группы по вступлению России в ВТО). Это повлечет за собой увеличение импорта иностранной продукции и снижение внутренней цены на нее, что является благоприятным фактором для потребителя (однако, учитывая российские условия ценообразования на потребительские товары, можно с большой долей вероятности прогнозировать, что снижение цен производителей не повлияет на снижение конечных цен в розничной торговле).
  3. Приток иностранных инвестиций позволит создать новые рабочие места.

На фоне преимуществ от вступления в ВТО необходимо выделить определенные риски:

  1. Рост конкуренции на внутреннем российском рынке наиболее остро почувствуют российские компании из сферы сельского хозяйства, пищевой, легкой промышленности, машиностроения.
  2. У России нет эффективных механизмов для оказания помощи отечественному бизнесу в спорах с конкурентами в рамках ВТО. Споры в рамках ВТО являются дорогостоящими и требуют мощных юридических служб в органах государственной власти, в корпорациях и ассоциациях производителей, а также на уровне самих производителей. Становление такой инфраструктуры занимает не один год. Ускорение процесса самоорганизации производителей после присоединения к ВТО является важнейшей задачей, не решив которой невозможно обеспечить эффективную защиту как отдельных производителей (отраслей) так и национальной экономики в целом.
  3. Продвижение отечественной продукции на зарубежные рынки связано с ограничениями по использованию государственных инструментов (в частности, субсидий), наличием препятствий в виде международных технических регламентов.
  4. Возможности по снижению курса рубля для поощрения экспорта ограничены российской денежно-кредитной политикой.

Оценка подготовленности национальной экономики России в ВТО

В заключение необходимо отметить следующее.

В целом по данным расчетов Минэкономразвития России, Всемирным банком, РЭШ, ИНП РАН, следствием снижения импортных ставок и снятия административных барьеров в торговле в долгосрочной перспективе должен был стать небольшой выигрыш: в пределах от 1% до 4% ВВП.

Однако, в целом Российская Федерация, на сегодняшний день недостаточно подготовлена для вступления в ВТО.

В настоящее время, отсутствует транспарентная государственная политика по развитию ряда отраслей (ясное формулирования государственных целей, задач и определение инструментов их достижения). Хотя некоторые из регионов стремятся сформулировать данную политику на уровне субъекта Федерации (в частности, Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.03.2012 № 242-р «О Концепции развития внешнеэкономической и межрегиональной деятельности Кемеровской области на период до 2025 года»).

Акцент государства должен быть смещен в сторону быстрой модернизации экономики и предотвращения (ослабления) негативных эффектов: устранение коррупции и административных барьеров со стороны надзорных и контролирующих органов, создание прозрачной и эффективной судебной системы, обеспечение экономики долгосрочными низкопроцентными кредитами, наращивание вложений в образование, развитие малого и среднего предпринимательства, создание предприятий-локомотивов в каждом из основополагающих секторов экономики, которые будут в дальнейшем обеспечивать заказами малый бизнес, создание институтов для продвижения малых и средних предприятий на зарубежных рынках, упрощение экспортных операций для малых и средних предприятий, создание и совершенствование необходимых институтов для защиты внутренних производителей в рамках ВТО.

Возвращаясь к правовой позиции Конституционного Суда приведенной в начале представленной работы, необходимо отметить, что последствия вступления России в ВТО должны быть оценены и соотнесены (преимущества и риски для отдельных отраслей экономики).

Это неполный перечень мероприятий, который может обеспечить относительно безболезненное вступление России в ВТО.

Литература

  1. Доклад «Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации» / ВТО-информ, аналитический центр. М., 2012.
  2. Народно-хозяйственные последствия присоединения России к ВТО / РАН, Национальный инвестиционный совет. М., 2004.
  3. Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.03.2012 N 242-р «О Концепции развития внешнеэкономической и межрегиональной деятельности Кемеровской области на период до 2025 года».